Свежие фрукты, ягоды и овощи с детства радуют нас своим сладким вкусом, поднимая настроение. Сладкий вкус растительной пищи связан с высоким содержанием в ней особого сахара – фруктозы. Мы привыкли считать, что фруктоза – безопасный сахар, заменяющий привычный нам рафинированный сахар, производимый из сахарной свеклы или сахарного тростника. Самые разные модные течения призывают к абсолютной или преимущественной растительной диете, основу которой составляют фрукты и овощи. Целью такой диеты часто называют детокс и очищение организма, похудение, улучшение самочувствия и эмоционального фона. Казалось бы, что может быть опасного в бодрящем и вкусном ПП-смузи или каше с сухофруктами и бананом… Но так ли всё однозначно?
Прежде всего, стоит сделать акцент на принципиальной разнице между сахарозой (привычным для нас сахаром) и фруктозой. И еще почему в какой-то момент фруктоза стала более популярна как «сахар для диабетиков» или диетический сахар.
Сахароза (свекольный или тростниковый сахар) принадлежит к дисахаридам, то есть образован из связанных остатков А-глюкозы и B-фруктозы. В кислой среде сахароза гидролизуется – разлагается водой на глюкозу и фруктозу. Поэтому, когда мы к сладкому чаю добавляем ломтик лимона, он кажется ещё более сладким. Ведь фруктоза слаще сахара. В процессе пищеварения происходит то же самое: образуется глюкоза, которая идет на энергетические нужды нашего организма, и фруктоза – побочный продукт.
Однако сахароза опасна для больных сахарным диабетом. Почему? Опасность сахарозы заключается именно в высвобождающейся из нее глюкозе: в условиях нехватки инсулина ее концентрация в крови резко возрастает. Высокие уровни сахара в крови приводят к поражению кровеносных сосудов и органов, которые они кровоснабжают, приводя к осложнениям диабета. Так сахароза оказывается под запретом. Но есть нюанс! Именно глюкоза является основным и наиболее универсальным источником энергии для обеспечения метаболических процессов, благодаря которым мы чувствуем насыщение пищей, восстановление силы, энергии и способности к концентрации внимания.
Может ли фруктоза заменить сахарозу?
Фруктоза (фруктовый сахар) очень похожа на глюкозу, но имеет другое строение, в следствие чего самый сладкий из сахаров практически не стимулирует секрецию инсулина и не нуждается в нем как проводнике для проникновения в клетки нашего организма. Именно из-за этой инсулиносберегающей особенности ее и стали рекомендовать в качестве подсластителя для больных диабетом.
Обладает ли фруктоза такой же пищевой и энергетической ценностью, как глюкоза? К сожалению, нет. Мы не можем полноценно заменить свою потребность в глюкозе фруктозой. К счастью, наш организм способен частично превращать фруктозу в глюкозу в печени. Казалось бы, вот и польза: можно есть сладкое и не повышать уровень сахара в крови, тем более, что и энергетические вопросы решаются. Но не всё так просто.
Во-первых, именно потому, что фруктоза не нуждается в инсулине как в проводнике, организм имеет слабые возможности в контроле ее уровня в крови и концентрации в тканях.
Во-вторых, из-за того, что фруктоза преобразуется в глюкозу через достаточно долгий период времени после попадания в организм, откладывается и чувство насыщения, но значительно вырастает риск переедания, чем активно пользуются производители соусов, фастфуда и сладких напитков, подслащенных фруктозой.
В-третьих, у нашей печени весьма ограниченная возможность преобразования фруктозы в глюкозу для обеспечения энергетических потребностей организма, а значит оставшаяся фруктоза уходит в запас в виде жирового резерва, увеличивая риск ожирения (некоторым животным, обитающим в местах с ярко выраженной сезонностью, употребление спелых плодов каждый год позволяет быстро накопить жир, чтобы пережить зиму).
Сейчас фруктоза очень популярна у производителей. Ею подслащивают продукты питания и напитки для достижения более яркого и привлекательного вкуса. Во многом, это вопрос экономии: чтобы добиться сладкого вкуса фруктозы требуется значительно меньше, чем сахара.
Важно не забывать, что употребление большого количества фруктозы опасно! Это приводит к повышенному липогенезу и последующему синтезу триглицеридов (организм активно запасает энергию в виде жиров), торможению окисления жирных кислот (энергия не извлекается из жиров, появляется усталость, падает выносливость к физическим нагрузкам), повышенным содержанием жиров в печени: постпрандиальных триглицеридов, холестерина, липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), липопротеинов высокой плотности (ЛПВП) и С-реактивного белка (формируется жировой гепатоз печени). Эти эффекты значительно более выражены в отношении потребления фруктозы по сравнению с избыточным потреблением глюкозы. Более того, липогенный эффект фруктозы усиливается на фоне потребления насыщенных жирных кислот. Такое синергетическое действие, скорее всего, возникает в случае рационов на основе фастфудов, в которые, как правило, добавляются большие количества сахара и переработанных масел с высоким содержанием жиров.
Вместо итогов:
Сахар полезнее фруктозы при условии его умеренного употребления.
Умеренное употребление фруктов, ягод, овощей, содержащих фруктозу, всё же полезно и легче воспринимается организмом из-за достаточного присутствия в них пищевых волокон, связывающих фруктозу и ограничивающих ее неконтролируемое попадание в кровоток.
Избыточное употребление фруктозы приводит к увеличению веса и повышает риск развития метаболического синдрома.
Фруктоза широко применяется производителями продуктов питания для улучшения их вкусовых характеристик, поэтому ограничить употребление фруктозы в пищу довольно трудно.
Помочь справиться с опасными эффектами, связанными с употреблением продуктов с высоким содержанием фруктозы, могут препараты компании Peptides для поддержки функции печени и поджелудочной железы: Revilab SL 05, Revilab ML 06, «Супрефорт», «Светинорм», «Оваген», «Ардилив», «Панглюин», «Олекап», а также чайные напитки из серии «Аюрведа»: «Билинорм», «Дианорм».
Подробнее об опасных последствиях чрезмерного употребления фруктозы и о безопасной норме употребления фруктов, ягод и некоторых овощей вы можете узнать из видео на нашем канале. Академик РАН, главный научный консультант компании Peptides В.Х. Хавинсон и д.м.н., профессор С.В. Трофимова делятся экспертным мнением по этому вопросу в передаче «О самом главном».
Я хочу поделиться радостью. У меня год назад зрение было 1, а сейчас 0,75. В очках стала плохо видеть и они меня просто бесили, что все мутно. Была бы мысль. Я на них села и они у меня сломались. Думала что больше не пойду заказывать, но глаза все равно приходится напрягать. Пришла в оптику, а у меня зрение улучшилось. Спрашивают сколько мне лет и что я делала, и не верят. Говорю, что пила пептиды. А они понятия не имеют о них. Я же все весну у тебя брала препараты и пила: МЛ-03, Пиналекс в таблетках 2 стандарта выпила, ПК-17 я постоянно мажу. А в феврале я пила Визолутен, Эндолутен и Вентфорт (по акции много чего тогда покупала).
Работа пептидного биорегулятора идет на ткани. В начале приема могут быть изменения по гормонам (чуть повышение или чуть снижение - скачки). Снизить дозу и продолжать по растянутой схеме. Если прямо в начале курса происходит такой "отклик" железы, значит в ней действительно есть проблема и с железой необходимо работать. Только более плавно)
Уже несколько дней пользуюсь пенкой для лица!
Шедевр! Купила и дочкам. Очень хочется мужа заставить ей пользоваться!
Добрый день.
Развитие антрального гастрита возникает по причине развития микроорганизмов в полости желудка. Панаксод 2-3 капсулы в день, Имусил по 2 капсулы в день,., Дигемакс по 2 чайных ложки в день. В комплексе с терапией, рекомендованной лечащим врачом. После того, как острая фаза пройдет, следующий месяц Стамакорт, Дигемакс.